Знаменитый Саранский Краеведческий Музей, ч.5, Год 1995.

Музеи Московского Кремля гордятся своей Оружейной палатой, а Государственный Эрмитаж – «Галереей драгоценностей», в которую входят Золотая и Бриллиантовая кладовые.

Музеи Московского Кремля гордятся своей Оружейной палатой, а Государственный Эрмитаж – «Галереей драгоценностей», в которую входят Золотая и Бриллиантовая кладовые. Своя драгоценная кладовая теперь есть и в Мордовском республиканском краеведческом музее имени И.Д. Воронина. Это особый раздел экспозиции, открытый к 105-летию музея.

Я рад снова вас приветствовать на страницах моего блога.

И сегодня мы с вами поговорим о знаменитом краеведческого музее в городе Саранске,где я бывал, если честно несколько раз.

Мне лично там очень понравилось, друзья мои.

Я посмотрел многие его экспозиции.

А как так, я там был не один, но мне удалось там даже немного пощуметь,используя местный барабан.

Это было очень весело, хотя меня и пытались остановить.

Но я был молод, горячо и в то время, как говорят ,мне было море по колено.

Вот какие были времена в 90-тые годы.

Я был ещё в старом здании краеведческого музея, сейчас музей выглядит совершенно иначе.

И внешне и внутренне!

В нём собраны произведения церковного искусства XVIII и XIX веков. Когда-то они хранились в храмах и монастырях Саранска и мордовского края, но поступили в краеведческий музей после революции 1917 года. Добро пожаловать в «Серебряную кладовую»!

Впервые — в экспозиции

Каждый из экспонатов «Серебряной кладовой» по-своему уникален. Всё это – настоящие шедевры, созданные столичными придворными ювелирами времён правления Екатерины II, Павла I и Александра I. Теперь они доступны для обозрения всем посетителям музея. Но многие десятилетия экспонаты пролежали в темноте и тишине — в запасниках. В старом музейном здании на улице Московской не было возможности для их экспонирования.

— Раньше у нас не было ни достаточного пространства, ни условий для того, чтобы выставить эти предметы, — поясняет заведующая историческим отделом музея Светлана Телина. — В новом здании, напротив, созданы все необходимые условия для бережного хранения предметов старины. В витрине «Серебряной кладовой» даже поддерживается особый микроклимат, чтоб сохранить экспонаты. Гости музея впечатлены. Нашу экспозицию они сравнивают с Оружейной палатой. Подобная коллекция действительно уникальна, она повышает культурно-научный статус нашего музея и всего региона.

Церковные сокровища

— Один из краеведов XIX века, священник Алексей Масловский, в своей статье «Пугачёв в Саранске» писал, что «крестьянский царь» вывез из нашего города более 29 тысяч рублей и другую добычу, нагруженную на 20 подвод! — рассказывает директор краеведческого музея Дмитрий Фролов. — Пугачёву было где «развернуться». На первом изображении Саранска, датированным 1768 годом, мы видим город, украшенный множеством храмов и монастырей. В каждом из них собирались немалые сокровища: иконы и их оклады, святыни, драгоценная богослужебная утварь. Часть из них представлена в нашей «Серебряной кладовой». В ней собраны первоклассные изделия придворных ювелиров XVIII–XIX веков, работавших в Москве и Санкт-Петербурге. В монастыри и храмы мордовского края драгоценная богослужебная утварь попадала в виде вкладов (пожертвований) в церкви, которые строились в родовых дворянских усадьбах. Дорогие вклады могли делать богатые покровители и наместники монастырей.

Кто Вы, господин Попов?

Почётное место в «Серебряной кладовой» занимает большой, красивый, редкий по иконографии образ — «Собор честного и славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с 14 клеймами жития». Он был написан мастером Никитой Поповым в 1756 г. Рядом с ним в витрине — серебряный оклад к этой иконе, изготовленный в 1854 г.

— Икона и оклад к ней — наследие ныне уничтоженного Петропавловского монастыря, который когда-то украшал центр Саранска, — говорит Дмитрий Фролов. — В 1778 г. именно при этом монастыре было основано первое государственное учебное заведение на территории края – Саранская духовная гимназия. Икона очень красива. Настоящее произведение искусства — и тщательно изготовленный специально для неё оклад. Это дорогая и мастерская работа, явно выполненная в Москве или Петербурге. Интересно, что на верхней грани оклада есть надпись с фамилией вкладчика (жертвователя) — Попов. Кем он был? Возможно, церковным старостой. Фамилия типична для старого Саранска, это повод для дальнейших исследований.

Дар императрицы

С другим, причём самым известным в современной Мордовии монастырем, связан наиболее ценный предмет в витрине кладовой. Это серебряный с золочением напрестольный крест, созданный в 1778 г. придворными мастерами Екатерины II.

Как говорит Дмитрий Фролов, когда-то в этот изысканный крест были вложены великие христианские реликвии — частица креста Господня и частицы мощей 17 святых. По преданию, крест был вкладом самой императрицы в прославленную обитель!

— Этот удивительной красоты крест 1778 года, а также крест-мощевик 1822 года, дискос (1768 года), оклад Феодоровской иконы (1770 г.) и Тихвинской иконы (1835 г.) были найдены в кладе серебряных изделий, который в 1984 году обнаружили на территории Санаксарского монастыря, — говорит директор музея. — Рабочие из Темникова делали фундамент под каменную ограду. Добывая для этого песок на старом монастырском кладбище, на глубине примерно 1,5 метра они нашли клад. В нём было 9 серебряных окладов различных размеров, серебряные кресты, тарели, дискос… Все предметы клада общим весом 9 345 грамм сдали государству. По согласованию с Ленинским райфин¬отделом г. Саранска прорабу П.М. Ерохину выплатили 25% от стоимости клада: 1975 рублей.

История тарелки

— Как музейным работникам, нам интересна история предметов, — отмечает Светлана Телина. — К примеру, в витрине есть внешне непримечательная (казалось бы) тарелка для сбора пожертвований, датированная 1818 годом. Но на её обратной стороне есть гравировка: Агафья Григорьевна Машкова. Именно эта дама, дворянка, сделала вклад (тарелку) в церковь святого Дмитрия Солунского, которая когда-то стояла в селе Кашаево (теперь это Инсарский район). С 1682 г. селом владели потомки стольника, крестившегося татарского князя Ивана Кашаева. Они не скупились на украшение родового поместья и храма в нём.

В витрине кладовой есть немало других прекрасных предметов: оклад Феодоровской иконы Богоматери (1770 г.) из клада Санаксарской обители, или роскошное кадило, сделанное московскими среброкузнецами в 1788 году, или напрестольное Евангелие 1763 года. Чтобы достойно рассказать об этих и других экспонатах, нужна ещё одна газетная полоса! Однако можно прийти в музей — и узнать тайны прекрасных произведений искусства от любящих своё дело краеведов. Изучать историю Мордовии — интересно!

Добавить комментарий

Вы вошли как Win201020. Изменить свой профильВыйти? Обязательные поля помечены *

Комментарий *

© 2023 Мой сайт о лечении методом биорезонансной терапии – Тема для WordPress от Kadence WP

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *