Крепости Абаата и Храм Ипатия Гагрского и Покрова Божьей Матери,ч.9, Год 2014-2017.
Храм покрова Божьей матери в крепости Абаата возвели в VI-VIII веках, позже он был освящен во имя Святого Ипатия Гангрского, по одной из версий, епископа небольшого города в Малой Азии, жившего в I веке нашей эры, по другой – в честь Ипатия Гагрского, жившего в пещере у горы Мамзышьха.
Sputnik, Астанда Ардзинба.
Храм святого Ипатия в крепости Абаата у въезда в Старую Гагру имеет древнюю и захватывающую историю. Простая в своей архитектуре небольшая церковь овеяна тайнами. И чем дальше вглубь столетий, тем больше переплетается реальность и легенды.
Гагрская крепость
Крепость Абаата у въезда в Старую Гагру — одна из самых известных достопримечательностей города-курорта. Это древнее оборонительное сооружение Абхазии и всего Черноморского побережья Кавказа, остатки которого примыкают к знаменитому гагрскому Приморскому парку.
Убранство храма Ипатия Гангрского в Гагре
Кем и когда именно крепость была построена, историкам доподлинно неизвестно. Разные источники датируют это событие от II до XI веков. Тем не менее, большинство ученых придерживаются мнения, что сооружение появилось в V веке, в период ослабления Византийской империи и зарождения раннеабхазских княжеств.
Крепость, расположенная у входа в Жоэкварское ущелье у одноименной реки, фактически ограничивала беспрепятственный доступ к восточным землям. Строительство оборонительного сооружения разные ученые приписывают то римлянам, то абазгам.
На протяжении своего существования крепость переходила из рук в руки. В частности, в XIV веке Абаату заняли генуэзцы. Они основали на территории современного города Гагра факторию Какара, которая значится на средневековых картах, составленных Пьетро Висконти. Выходцы из Генуи разместились в одной из частей Абааты, чтобы вести торговлю с древними абхазскими племенами. Впоследствии эту прибрежную башню назвали Генуэзской.
Узник Абаата, или служба писателя-декабриста
Генуэзцев из крепости вытеснили турки, а в период позднего Средневековья цитадель стала убежищем абхазских племен. Но уже в 1830 году ее заняли русские войска, которые построили здесь бастионы и заново возвели крепостные стены с бойницами для ружей и пушек. В этот период служить в Гагрскую крепость отправили писателя Александра Бестужева-Марлинского.
“Я переведен в ужасный климат Абхазии. Есть на берегу Черного моря, в Абхазии, впадина между огромных гор. Туда не залетает ветер; жар там от раскаленных скал нестерпим, и, к довершению удовольствий, ручей пересыхает и обращается в зловонную лужу. В этом ущелье построена крепостишка, в которую враги бьют со всех сторон в окошки, где лихорадка свирепствует до того, что полтора комплекта в год умирает из гарнизона, а остальные не иначе выходят оттуда, как со смертоносными обструкциями или водянкою. Там стоит 5-й Черноморский батальон, который не иначе может сообщаться с другими местами как морем, и, не имея пяди земли для выгонов, круглый год питается гнилью солонины”.
Так нелицеприятно о своем пребывании в крепости Абаата он писал в июне 1836 года.
В письме издателям журнала “Московский телеграф”, братьям Полевым Бестужев-Марлинский отмечал, что “за вал нельзя высунуть носа, а в самой крепости ходить — пули врагов с окрестных скал бьют людей даже на койках. Полтора комплекта в год поедается там цингою и лихорадками, и не было примера, чтобы кто-нибудь выжил там более двух лет или после двух лет без страданий до конца жизни, — а жизнь коротка после Гагр”.
Тем примечательней, что полвека спустя Гагра, которую писатель наряду с Пицундой называл самыми “гробовыми местами на побережье” превратилась в дорогостоящий рентабельный курорт на побережье. В чем непосредственная заслуга небезызвестного принца Ольденбургского.
Создав из городка русский Монте-Карло, представитель царской семьи, тем не менее, не стал церемониться со средневековой крепостью и приказал разрушить крепостные стены, чтобы построить на этом месте комфортабельную гостиницу.
Как ни парадоксально, крепость, пережившая многие военные сражения, была разрушена по приказу мецената и созидателя, создавшего современный облик знаменитой Гагры.
Вход в храм Ипатия Гангрского.
Храм, первобытный и простой
Несмотря на то, что в настоящий момент в первозданном виде Абаата не сохранилась, храм, расположенный на территории крепости, остался нетронутым. Ему оказались нипочем многочисленные сражения, смена хозяев крепости и то, как после Крымской войны вернувшиеся в гарнизон русские военные превратили его в пороховой погреб.
“Это самая первобытная, самая простая крепость, какую только можно видеть среди церквей первых веков христианства”, — писал о нем швейцарский этнограф Фредерик Дюбуа де Монпере.
К небольшому каменному строению ведет живописная кипарисовая аллея. Пройдя по мощенной известняковыми плитами дорожке, мы оказываемся у входа в средневековый храм, над которым изображен Мальтийский Крест, установленный, как сообщает предание, по желанию покровительницы этого храма принцессы Ольденбургской.Стены храма выложены из отесанных известняковых блоков разной величины. Базилика состоит из трех продолговатых залов, северный несколько короче двух других. Эти три сводчатых помещения связаны между собой дверями в продольных стенах.
Как отмечает ряд исследователей, храм не выделяется особенными художественными достоинствами, простотой своей структуры и соотношением частей, при котором лишь немного выделен средний зал. Он является древнейшим образцом трехцерковных базилик.
Путаница в именах
Храм покрова Божьей матери в крепости Абаата возвели в VI-VIII веках. Позже он был освящен во имя Святого Ипатия по одной из версий Гангрского, по другой Гагрского.
Епископ Гангры, сейчас это город Чанкыры в Турции, Святой Ипатий участвовал на I Вселенском Соборе в городе Никее в 325 году. Его убили по возвращении домой, еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. Жители города, которые почитали своего главу, похоронили его в городе. Позже, как отмечают многочисленные христианские авторы, на могиле святого случалось много чудес, в частности, исцелялись больные.
Однако, по другой версии, которой придерживается известный абхазский краевед и этнограф Симон Басария, в этих краях жил святой Ипатий Гагрский из рода Званба, чьи мощи предположительно покоятся в этом храме. Именно в честь него, по мнению ученого, и был переименован гагрский храм.
В одной из своих книг Басария писал: “В часе ходьбы от Гагры, на значительной высоте в живописном ущелье есть большая пещера, где, по преданию, скрывался Гагринский епископ Ипатий во время гонений на христиан”.
Посетивший Гагрскую крепость в 1833 году Дюбуа де Монпере пишет, что, несмотря на то, что Гагра всегда была местом ссылки, в особенности во времена греческой империи, эти места даже породили своих святых. Однако ученый и путешественник из-за незнания языка называет имя собственное в женском роде “Ипатия”.
Храм Ипатия Гангрского в Гагре.
Многие считают, что имя святого Ипатия часто упоминается в абхазских сказаниях из ошибочного отождествления Гангры с Гагрой. Такого мнения придерживается и Абхазская Православная Церковь.
“Храм в Гаграх посвящен святому Ипатию Гангрскому, который причислен к лику святых. Мнение наших ученых основывается на народной молве, однако каких-либо канонических или исторических оснований говорить о существовании некоего святого из Гагры у нас нет”, — рассказал в интервью Sputnik Абхазия глава Абхазской Православной Церкви отец Виссарион (Аплиаа).
Сокровища садзов
С этим местом у местного населения связано множество легенд. Местные жители верили, что под храмом есть подземелье, где спрятаны несметные сокровища.
Наталья Милованова в книге “Христианская Абхазия” приводит слова Владимира Чернявского, записанные им со слов очевидца в 1879 году. Тот указывал, что под крепостью существует громадное подземелье с разветвленными подземными коридорами, по обе стороны которых имеются двери, ведущие в помещения, в которых, по преданиям, хранятся сокровища.
Удивительно, но, когда в конце XIX века началось исследование цитадели и храма, археологи обнаружили подземные галереи, расходящиеся в разные стороны. Нашли ли они сокровища, история умалчивает.
Вход в храм Ипатия Гангрского.
Из храма в музей и обратно
В 1902 году храм святого Ипатия реставрировали, его свод был перестроен. Ремонтные работы проводились также в 1958 году, после чего в его стенах был открыт музей абхазского оружия. Среди выставленных экспонатов находились образцы кремневых рубил, наконечники дротиков, бронзовые топоры, кинжалы, античные шлемы, щиты, мечи и топоры, средневековые кольчуги, шлемы и сабли.
Последняя реставрация храма состоялась летом 2007 года. Была воссоздана внутренняя обстановка, установлен новый иконостас, проведено освещение.
В настоящее время крепость Абаата – памятник истории, а в храме Святого Ипатия с 2012 года возобновились церковные богослужения.
Абаата – по-абхазски “укреплённое место” – это не просто древнейшая достопримечательность Гагры. В пределах этих крепостных стен Гагра, как населенный пункт, существовала несколько веко
Постройку крепости в этом месте приписывают по разным версиям римлянам (IV-V век) и местным абхазским племенам (V-VI век). Версия с римлянами интереснее, но не осталось никаких прямых доказательств, которые могли бы её подтвердить – самая древняя сохранившаяся постройка на территории крепости относится к X-XI веку. Версия о древних строителях-абхазах более вероятная и логичная – укрепление возведено у входа в Жоэкварское ущелье, со стороны которого на абхазские племена в то время постоянно нападали черкесы.
В XII веке в этом месте обосновались генуэзцы, а с XVI века до прихода русских – турки. На протяжение всей истории существования, Абаата переходила из рук в руки, её каменные крепостные стены неоднократно разрушались и восстанавливались. Единственная постройка, более-менее сохранившаяся в первозданном виде до наших дней – это церковь Ипатия Гагрского.
церковь Ипатия Гагрского
С 1830 года в этом месте появились русские военные отряды. На остатках древней крепости возвели новые стены с бойницами, бастионы и казармы. За вторую половину XIX века, русскому гарнизону дважды приходилось покидать крепость под натиском врага. Покидая цитадель, военные взрывали все укрепления на её территории. И возвращаясь строили их заново. Именно эти стены сохранились до наших дней.
Создатель “климатической станции” принц Ольденбургский к историческому прошлому Гагры был равнодушен – в начале XX века часть крепостных стен была снесена, а на территории крепости появились новые здания.
Меблированные комнаты в крепости Гагры 1903-1905 (фото – pastvu.com)
вход в крепость Абаата, 1925-1930 (фото – pastvu.com)
Всё, что сейчас осталось от бурного прошлого крепости Абаата – старинные ворота, древняя церковь, небольшой флигель с надписью “Музей” и часть стен, построенных в XIX веке.
Церковь действующая. Но чтобы попасть на службу, всё равно придётся заплатить за вход на территорию (говорят, что со стороны моря можно пройти бесплатно).
так выглядела церковь в начале прошлого века (фото – pastvu.com)
а так выглядит сейчас
Экспонаты местного музея – в основном фото. Экспозиция небольшая – всего одна комната. Но, вроде бы, археологические раскопки ведутся, а значит есть все шансы, что музей будет увеличиваться в размерах. (Кстати, недалеко от входа открыли музей Оружия. Пока тоже не очень большой, но тем, кто любит сабли-мечи-ножи кольчуги, будет интересно).
Территория крепости вплотную примыкает к Приморскому парку. Поэтому дойти до Абааты можно пешком, просто прогуливаясь вдоль моря.
Добавить комментарий
Вы вошли как lexhor. Изменить свой профиль. Выйти? Обязательные поля помечены *
Коментарий *
© 2023 Мой сайт о лечении методом биорезонансной терапии – WordPress Тема от Kadence WP