Лыхненский Божий Храм (с.Лыхны) в Республике Абхазия, ч.8, Год 2014-2017.

Один из древнейших храмов на территории Абхазии, построен примерно в Х-XI веке.

Фотографировать внутри нельзя (почему-то), но можно снаружи! ))

Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы

Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы

Церква спрятана под навесы. Это легче и надёжнее, чем чинить и реставрировать натурную крышу. Однако, интересно же, а как храм выглядит без защитных сооружений? Интернет отважно срывает покровы:

Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы

Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы

Религиозный комплекс расположен в селе Лыхны. Село названо так, понятно, в честь знаменитого вина! )))

Один из древнейших храмов на территории Абхазии, построен примерно в Х-XI веке. Фотографировать внутри нельзя (почему-то), но можно снаружи! )) Церква спрятана под навесы.-3

Поговаривают, правда, что вино – это бывшая советская «Изабелла» (слухи). Тем более, что и делают «Лыхны» из винограда сорта Изабелла. Пробовал его лет пять (а то и все семь!!) назад. Понравилось, но хватает на пару бокалов, несмотря на тосты и уговоры, — тяжесть какую-то даёт…

С вином, кстати, в Абхазии занятно. Сами аборигены, конечно, превозносят его повсеместно. И столь же повсеместно продают. В связи с чем порой возникает вопрос: а откуда столько вина?

Тут маленькая история.

В течение пары дней абхазского тура удалось проехаться с двумя водителями. Оба из Сочи. Не абхазы.

Один вдумчивый и предупредительный. Рассказывает обстоятельно. С удовольствием внимает собеседникам, попутно наматывая услышанную информацию себе в память.

Второй – балагур и восторженный враль. Вроде в приподнятом настроении, но почему-то от его веселья всё время возникает ощущение фальши. Как и от его слов. Не даёт высказаться, а если что и слышит, то пытается оспорить, соглашаясь лишь совсем в очевидных случаях. Стараясь при том оставить последнее «может быть» за собой.

И вот о втором. Благо, его удалось потерпеть всего пару часов. Он-то и поведал удивительную (в плане выдумок) байку. Попутно восторгаясь жизнью в Абхазии.

И земля-то тут, говорит, плодородная. Палку воткнёшь, она прорастает. Да по два-три урожая в год.

И народ-то тут, продолжает, богатый. Обычная бабушка с торговли всяким имеет не менее 20 тысяч рублей ежедневно! Тут я позволил себе усомниться, спросив для начала, почему сей уважаемый муж живёт в Сочи, а не в этом благодатном крае. Извозчик странно повёл очами и повёл хвалебную песнь далее.

У каждого абхаза де – машина, куры, корова и вообще куча живности.

Но главное, у всех поимённо по винограднику. В год каждое хозяйство запасает несколько тонн вина. И уточнил даже – пять!

Это легко проверить. В год изабелла даёт ~50ц/га. На литр вина идёт килограмм-полтора. То есть, именно 5 тонн с гектара. Владеют ли домохозяйства по гектару лозы на дом?

Но все расчёты меняются, когда в дело вступает второй водитель. Он усмехнулся словам коллеги, но впрямую опровергать не стал. Уточнил лишь, что с молдавской (а в последние годы и с аргентинской) заграницы привозят бессчётные цистерны виноматериала. Не премиального, естественно, качества.

И это – не считая продукции из порошка и спирта.

Да и своё вино, мягко добавил первый шофёр, многие абхазы изготавливают не всегда по технологии. Так как изабелла весьма низкосортный виноград, он даёт ненасыщенное и недостаточно сладкое вино. Оттого отдельные виноделы добавляют туда сахар. Причём, свекольный. Что есть нонсенс и тлен.

Виноградинкой на пробке стала история о том, что местные, отличаясь мм-м… склонностью к преувеличению, назвали один из сортов хванчкара и выдают субстанцию из него за легендарное вино, которое пил сам Сталин!https://yastatic.net/safeframe-bundles/0.83/1-1-0/protected/render.htmlРЕКЛАМА

Как знатный сталиновед ответственно спешу заявить. А вот фиг! )))     Это очередной, хотя и очень распространённый миф.

Иосиф Виссарионович вкушал в медицинских дозах грузинский коньяк «Энисели». А также потреблял домашние сухие красные и белые вина, закупаемые ГУО МГБ у колхозников братьев Немцецверидзе.

Причём, для, так сказать, чистоты эксперимента — ну, чтобы никто не мог потом хвастаться))) — вино приобретали безличным способом, на торговую организацию. И сами производители вина не знали, к чьему столу будет подан их продукт.

Также, есть основания утверждать, что Сталин вообще никогда не пил абхазские вина! Тогда как его соратник, например, осторожный и продуманный Анастас Микоян – обожал «Псоу», «Букет Абхазии» и искомое «Лыхны».

Один из древнейших храмов на территории Абхазии, построен примерно в Х-XI веке. Фотографировать внутри нельзя (почему-то), но можно снаружи! )) Церква спрятана под навесы.-4

Ну а храм мало того, что находится в селе Лыхны, он ещё и расположен у Лыхнинского поля. Такая кучность одноимённых топонимов вообще невероятна!  )))

Чтобы хоть как-то разнообразить звучание, поле назвали Лыхнашта. Знаменито оно тем, что здесь в октябре проводится праздник урожая. Ну а в бытность собирались тут вече да сходы народные. На одном из которых, в 1866 году, произошло восстание.

Дело было так. Абхазам сообщили, что крепостное право отменили. Те на радостях с криками «Мы здесь власть! И мы сами решаем, было такое право или нет» начали волнения. Один даже залез на ближайшую липу и давай палить из своего крамультука в белый свет как в копеечку.

“Копеечкой”, к скорби, оказался целый генерал Коньяр, который и привёз благую весть. Волнение тут же успокоилось. С помощью миротворческих сил армии Российской империи.

Чтобы сгладить недоразумения, пустили на слом близстоящий замок. Развалины которого развалены тут же. О них обо всех – в следующей статье.

А сейчас по полю катают на лошадках.

Лыхнашта — Лыхненское поле

Лыхнашта — Лыхненское поле

Кстати, липа тоже растёт. Вроде как одна из тех, куда взбирался генералов убивец. Гид, с присущим абхазам бахвальством, не преминул добавить, что дереву больше трёх веков.

Тут даже в Валдемарпилс ехать не надо. Это такой город в Латвии – Валдемарпилс (Valdemarpils). До 1926 года городок назывался Сасмака (Sasmaka). Там растёт липа с более или менее зафиксированным сроком. Это чудовищное растение девяти метров в обхвате и с высотой кроны в 25 метров!

Валдемарпилс Элку липа (Valdemarpils Elku liepa) и Сасмакас Элку липа (Sasmakas Elku Liepa)

Валдемарпилс Элку липа (Valdemarpils Elku liepa) и Сасмакас Элку липа (Sasmakas Elku Liepa)

Названия у липы два; по городам её окружавшим — Валдемарпилс Элку липа (Valdemarpils Elku liepa) и Сасмакас Элку липа (Sasmakas Elku Liepa). Элкс (Elks) по-латышски — идол. Типа, культовое дерево-то.

Так вот липе той 250 лет.

Лыхновское же мальвовое выглядит значительно скромнее, значительно. Поэтому лучше вернуться уже к церкви.

Тут несведующим в истории/архитектуре из интересного можно полюбоваться на древние плоские кирпичи – плинфу. И поудивляться: как, должно быть, неудобно было тогдашним мастерам выводить кладку.

Один из древнейших храмов на территории Абхазии, построен примерно в Х-XI веке. Фотографировать внутри нельзя (почему-то), но можно снаружи! )) Церква спрятана под навесы.-7
Один из древнейших храмов на территории Абхазии, построен примерно в Х-XI веке. Фотографировать внутри нельзя (почему-то), но можно снаружи! )) Церква спрятана под навесы.-8

Их безымянный труд попытались увековечить современные мастера. Но не кирпично-кладочного дела, а вероятностно-возможного слова.

На одной из стен можно найти табличку, на которой хвастливо написано, что зодчие – абхазские. Причём, строившие храмы и в Киевской Руси. Ну, частности – подумаешь! А сам храм – памятник абхазской архитектуры.

А разве не ребята из Византии ставили проездом то тут, то там зримые воплощения своего влияния? Или вовсе — что подтверждает слова про Русь — зданием занимался великий князь киевский Изяслав Мстиславич, женившийся в 1154 году на обезской (абхазской) княжне?

Ну, путь это останется на бессовестности британск… абхазских учёных.  )))

К слову, о византийцах, чей храм – по вере – и воздвигнут. Экскурсоводы любят умничать, что «вот перед вами крестово-купольный трёхапсидный храм».

То, что купольный, понятно из внешнего вида. Да и из внутреннего пространства – задрав голову. Строение венчает купол.

Что крестовый – тоже можно завизуалить. Встав в центр. Взгляд, ограниченный столпами/колоннами, можно будет кинуть только вперёд-назад и вправо-влево: крестообразно.

А вот про апсиды нужно знать. Они не интуитивно находимые. Представляют собой полукруглые части храма. От одной до трёх. Выходящие на восточную сторону.

Один из древнейших храмов на территории Абхазии, построен примерно в Х-XI веке. Фотографировать внутри нельзя (почему-то), но можно снаружи! )) Церква спрятана под навесы.-9

Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы — трёхапсидный. Что прекрасно рассматривается, если обойти сооружение вокруг.

Один из древнейших храмов на территории Абхазии, построен примерно в Х-XI веке. Фотографировать внутри нельзя (почему-то), но можно снаружи! )) Церква спрятана под навесы.-10

Изнутри посмотреть тоже можно. Но там темно. И постоянно шикает какая-то не в меру активная старушка.

Снаружи интереснее.

На стенах встречаются фрески. Судя по всему, новодел. Хотя и не последних десятилетий.

Один из древнейших храмов на территории Абхазии, построен примерно в Х-XI веке. Фотографировать внутри нельзя (почему-то), но можно снаружи! )) Церква спрятана под навесы.-11

На территории несколько могил. Вообще, тут должен где-то быть погребён прах здешних князей, но где – не искал. Поэтому просто запечатлел один из обелисков.

Один из древнейших храмов на территории Абхазии, построен примерно в Х-XI веке. Фотографировать внутри нельзя (почему-то), но можно снаружи! )) Церква спрятана под навесы.-12

Кстати, кладбища — очень интересный экскурсионный объект!! Не действующие, понятно. А исторические.

Из дальних – осматривал римское некатолическое кладбище Тестаччо (в 2009). Из наших – кладбище при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре (в 2020). Очччень интересно!! Рекомендую. И даже, возможно, сделаю обзор. Эдакая малая архитектура и концентрат известных личностей.  ))

Один из древнейших храмов на территории Абхазии, построен примерно в Х-XI веке. Фотографировать внутри нельзя (почему-то), но можно снаружи! )) Церква спрятана под навесы.-13

Ну а здесь всё-таки не кладбище, а несколько мест захоронения. Что даже удивительно. Поскольку у абхазов принято хоронить родственников на земле собственного надела.

Отчего даже процветают слухи, будто поэтому в Абхазии не покупают частную недвижимость. И не потому, что она не нужна заграничным инвесторам, а потому, что те якобы бояться связываться с абхазскими духами из придомовых могил.  ))

Один из древнейших храмов на территории Абхазии, построен примерно в Х-XI веке. Фотографировать внутри нельзя (почему-то), но можно снаружи! )) Церква спрятана под навесы.-14

И то. Лучше связаться накоротке с бабушками-торговками, что сидят недалеко от выхода с территории храма.

Сам участок обнесён оградой, сложенной из выщербленных булыжников. Оградой на вид такой же древней, как и церковь.

Выходными/входными воротами служит проход сквозь колокольню.

Один из древнейших храмов на территории Абхазии, построен примерно в Х-XI веке. Фотографировать внутри нельзя (почему-то), но можно снаружи! )) Церква спрятана под навесы.-15

За ней, справа и расположился небольшой базарчик, где уютно и крикливо посиживают женщины со вкуснопахнущим товаром. Специи, сушёности всеразличные, фрукты, овощи, приправы и немудрёные сувениры.

И конечно — вино. «Лыхны»?  ;)))

Добавить комментарий.

Вы вошли как lexhor. Изменить свой профильВыйти? Обязательные поля помечены *

Коментарий *

© 2023 Мой сайт о лечении методом биорезонансной терапии – WordPress Тема от Kadence WP

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *