Иверский Монастырь-Национальная Святыня Земли Русской,ч.8, Год 2011-2016.

Первый женский Спасо-Преображенский монастырь появился в Самаре в конце 16-го века – почти одновременно с закладкой крепости. Простояв почти 200 лет, в 1764-м году после Екатерининского Указа «О разделении церковных имений» был упразднен, а монахини перевезены в Симбирский Спасский монастырь.

Первый женский Спасо-Преображенский монастырь появился в Самаре в конце 16-го века - почти одновременно с закладкой крепости.

К середине 19-го века идея воссоздания женской православной общины нашла поддержку среди большинства горожан, а самарский землемер, титулярный советник М.И. Федоров пожертвовал для будущей общины свой участок на окраине города по улице Мечетной (нынешней Самарской). В январе 1850-го горожане подали прошение об открытии в память об уничтоженном монастыре женской общины симбирскому епископу Феодотию. Феодотий переслал прошение в Святейший Синод – а Синод первым делом запросил сведения о средствах существования новой общины.

Бывшая колокольня

Бывшая колокольня

Для решения вопроса активные горожане сформировали попечительский комитет , объявили подписку по сбору необходимых средств, а несколько сестер отправились для сбора пожертвований по России, побывав даже в Сибири. Тем временем выяснилось, что «подаренный» участок ввиду активного развития города скоро окажется окруженным домами и поместьями горожан – и будущие насельницы подобрали новое место – за Струковским садом (тогдашней границей города), на высоком берегу Волги. Заросший кустарником пустырь показался удобным для устройства в дальнейшем садов и огорода, а изолированность от города отвечала идее монашеской жизни. Попечители и эту идею поддержали – землемер М.И. Федоров, купцы М.Н. Назаров и И.Н. Синягин участки выкупили и пожертвовали в дар общине.

Первый женский Спасо-Преображенский монастырь появился в Самаре в конце 16-го века - почти одновременно с закладкой крепости.-3

14 сентября 1850-о года прибывший в Самару Феодотий освятил место и и заложил первый камень в основание будущего храма, на следующий день началось строительство. Первый корпус, половина которого отводилась под кельи, половина – под часовню, уже к ноябрю был готов. В январе 1851-го, на момент создания Самарской губернии, в обители проживало 40 сестер. Прибывший в Самару 28 марта первый епископ новой епархии Евсевий продолжил затянувшуюся процедуру официального открытия, сообщив Синоду, что имеет 7 тысяч рублей капитала и 5 тысяч рублей вкладов. Как мы понимаем, с целью ускорения процесса преосвященный Евсевий заметно преувеличил цифры! В действительности к 1855-му году община располагала лишь 500 рублями из прихода общественного призрения.

Схема нынешней территории обители с "правилами поведения"

Схема нынешней территории обители с “правилами поведения”

12 марта 1855-го года император Александр Второй наконец утвердил определение Синода о принятии Иверской женской общины в Самаре «в ведение и покровительство духовного и гражданского начальства», и община стала стремительно развиваться. Территория ее выросла до 7 десятин – часть выкупленных у владельцев усадебных участков передало городское общество, часть община приобрела на пожертвованные средства. В том же 1855-м община получила крупное пожертвование от алатырского купца Ф.С. Щекина – участок в 150 десятин на правобережье Волги с пахотными землями, лиственным лесом и известняковыми горами.

Иверский храм

Иверский храм

Тем не менее назначенный в Самару новый епископ Феофил счел финансовое положение общины недостаточным и изыскал новый источник средств – разрешил носить по домам Иерусалимскую икону в сопровождении причта и клирошанок-певчих. Начинание имело успех – каждый состоятельный горожанин желал провести в своем доме молебен с чудотворной иконой, после чего следовала щедрая благодарность.

Епископ Феофил

Епископ Феофил

Так же с подачи Феофила на территории обители открыли кладбище, где разрешалось хоронить мирян – при условии крупного денежного взноса в пользу общины. Солидные суммы приносило выданное им же монопольное право изготовления просфор во все храмы Самары.

Аллея между Иерусалимским (слева) и Иверским храмом

Аллея между Иерусалимским (слева) и Иверским храмом

26 сентября 1859-го года настоятельница Мария Янова подала епископу Феофилу ходатайство о преобразовании общины в монастырь. Получив 24 января 1860-го года от епископа ходатайство, Синод вновь запросил сведения о финансовом положении общины. Хотя подаренные 150 десятин земли и 7 тысяч капитала не могли надежно обеспечить 190 проживающих сестер – настоятельница сообщила, что на жалованье от казны не рассчитывает и просит выделить только сенокосные луга для содержания имеющегося рабочего скота.

Могила Петра Алабина

Могила Петра Алабина

Ходатайство было удовлетворено, и 18-го июня 1860 года Александр II утвердил определение Святейшего Синода о преобразовании самарской общины в общежительный монастырь. 14-го августа состоялся монашеский постриг настоятельницы и двадцати сестер, а через неделю, 21 августа 1860-го года – церемония открытия монастыря, проходившая в присутствии городского духовенства, гражданских властей и при большом стечении народа. Просимые настоятельницей луга , а так же рыбные ловли правительственным постановлением от 8 февраля 1861-го года за монастырем были закреплены. Находившиеся в 7 верстах от Самары угодья, по преданию, раньше принадлежали Спасо-Преображенскому монастырю, что позволило Иверской обители считать себя его наследниками и преемниками.

Двери Иерусалимского храма со стороны Волги

Двери Иерусалимского храма со стороны Волги

К 1880-м годам Иверский монастырь превратился в настоящий городок. В его границах вместе с храмами стоял десяток жилых корпусов, четыре деревянных флигеля, два каретника, четыре амбара, конюшня, каменная баня и прачечная, погреба. В монастыре проживало около 500 насельниц, работали прекрасные мастерские –золотошвейная, ткацкая, ковровая, белошвейная, переплетная и иконописная. Именно здесь в 1876-м году было вышито знаменитое Самарское знамя. Славился Иверский монастырь и своим хором, руководимым выпускником Самарской духовной семинарии С. Ф. Соловьёвым

Закрытая для посещения территория с домом настоятельницы и сестринским корпусом

Закрытая для посещения территория с домом настоятельницы и сестринским корпусом

После революции и установления новой «богоборческой» власти монастырь начал разрушаться. Решение о его закрытии было принято в 1925 году. Согласно народному преданию, последние сестры, не пожелавшие покинуть обитель, были посажены на старую баржу, которую затем затопили в Волге. Постановлением крайисполкома Иверский храм отдали под клуб завода «Металлист», позже в нем разместили филиал “Самараоблобувьбыта“. В 1930-м на территорию монастыря заселились рабочие Жигулевского пивзавода и Самарской ГРЭС. После вышедшего в том же году постановления горсовета “О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей в пределах городской черты” были «ликвидированы» колокольня, храмы, ограда и склепы монастырского кладбища.

Сосед монастыря – Жигулевский пивзавод

Новая история старого монастыря началась спустя 60 лет – в 1991-м году – с регистрации общины Иверского монастыря. Обители передали участок с сохранившимися постройками – трапезным (Иерусалимским) храмом, домом игуменьи, сестринским корпусом, зданием бывших художественно-ремесленных мастерских. 24 февраля 1993-го года архиепископом Самарским и Сызранским Сергием было совершено первое с 1928-го года торжественное архиерейское богослужение и подарена икона Иверской Божией Матери, ставшей главной святыней обители

Добавить комментарий

Вы вошли как lexhor. Изменить свой профильВыйти? Обязательные поля помечены *

Коментарий *

© 2023 Мой сайт о лечении методом биорезонансной терапии – WordPress Тема от Kadence WP

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *