Универсальная Кухня и Традиции Славного Города Самары,ч.3, Год 2011-2016.
Ах, Самара-городок… Прогулки по Волге и увлекательные городские истории. А еще раки, жигулевское пиво и неожиданно вкусная еда. В общем, несколько дней здесь точно есть чем заняться.
Всем огромный привет, друзья мои!
Сегодня мы с вами поговорим о национальной кухне города Самары и ее окрестностях.
Я со своей любимой женой Танюшкой неоднократно бывал там и пробовал многие его вкусы.
Особенно мне лично понравилась грузинская кухня, хотя и традиционная кухня Самары тоже очень вкусная.
Особенно уха,раки и местное пиво. А если ко всему этому добавить и азиатские роллы,то картина будет более полной.
Но и это далеко не все ,на что способны местные производители.
Но об этом чуть позже.
В прошлом это крупный купеческий город, что до сих пор чувствуется в его исторической части. По сути, в Самаре сейчас два “центра” – старый и новый. Бродить по старому, безусловно, интереснее, хотя заметно, что его лучшие времена давно прошли.
Колокольня Иверского монастыря. Сохранилась лишь пятая часть всех его построек. Фото: Оксана Бугрименко
В конце XIX века самым крупным и известным городским предприятием был пивоваренный завод. С его основателем Альфредом фон Вакано связана очень занимательная история. Этот австрийский пивовар и бизнесмен решил искать приложение своим талантам и капиталу в России: здесь была относительно дешевая рабочая сила, практически отсутствовали конкуренты, а масштабы страны предполагали огромный рынок сбыта. В 1880 году фон Вакано присмотрел в Самаре, на берегу Волги, заброшенный пивзавод Буреева. Обратившись в городскую управу с прошением, он получил эти земли в аренду на 99 лет, за год построил “с нуля” большой производственный комплекс и начал выпуск пива “венского” по собственному рецепту. В августе 1881 года императором Александром III был утвержден устав самарского “Товарищества Жигулевского пивоваренного завода”.
Основные заводские строения бело-красного кирпича в немецком стиле вроде бы незатейливы, но местные жители шутят, что пивзавод – одно из немногих зданий Самары, украшающих ее панораму с воды.
Жигулевский пивзавод (его кирпичные строения на переднем плане) не только остается брендовым предприятием, но и украшает архитектуру Самары. На заднем плане видны купола соседствующего с ним Иверского монастыря. Фото: Shutterstock
Фон Вакано оборудовал завод первой в городе электростанцией и системой парового отопления. Здесь была пристань, двухэтажное жилое каменное здание с паровым отоплением и электричеством, банно-прачечный корпус, больница и библиотека. Участок земли Вакано отдал под приют для сирот. На набережной были выделены места для производственной гимнастики и для детских игр, был даже заводской сад, где рабочие могли отдохнуть. В 1888 году фон Вакано построил небольшой газовый завод, который снабжал газом не только его предприятие, но и Струковский сад, и здание Драматического театра. Активно участвовал фон Вакано в создании городских систем канализации, водопровода и электричества. Его общественная деятельность была оценена медалями Красного креста и “За усердие”. Тем временем производство пива росло и дошло до двух с половиной миллионов ведер за год: это был третий по величине пивзавод России.
В конце 1897 года фон Вакано обратился с просьбой о получении его семьей российского подданства. Власти просьбу удовлетворили, но жена отказалась стать россиянкой и вернулась на родину, в Австрию, оставив Альфреда с шестью детьми в Самаре.
В начале Первой мировой войны фон Вакано патриотично предоставил городу заводскую больницу с медицинским оборудованием, взяв на себя полное ее содержание. Тем не менее он был обвинен в шпионаже в пользу Австро-Венгрии и сослан в Бузулук. В 1918 году обвинение было все же снято, и фон Вакано получил разрешение вернуться на свою историческую родину. Пивоваренное предприятие подверглось национализации, и на все просьбы бывшего хозяина вернуть ему хотя бы часть капиталовложений он получил категорический отказ. Через несколько лет, во время нэпа, когда временно “дали волю” частным предприятиям, сыновья фон Вакано решили взять завод в аренду. С 1923 года выпуск пива был возобновлен. Однако в 1929 году Жигулевский пивзавод снова стал государственным, и оставался таковым до распада СССР.
В 1935 году нарком пищевой промышленности Анастас Микоян организовал конкурс на лучшее советское пиво. “Венское”, изготовленное по рецептуре Альфреда фон Вакано, стало победителем и было рекомендовано к производству по всей стране под названием “Жигулевское” – дабы исключить отсылку к “буржуазным” реалиям.
Пиво “Жигулеское” благополучно производится до сих пор по всей России, разными пивзаводами, однако пробовать его надо именно в Самаре, и лучше всего в заводском баре “На дне” – для погружения в аутентичную атмосферу. Фото: Оксана Бугрименко
В том же 1935 году город стал Куйбышевым – в честь партийного деятеля, который в 1917 году установил здесь советскую власть, причем практически без кровопролития. Впрочем, через год после того город заняли белочехи, поддерживавшие местное антибольшевистское правительство КОМУЧ и Колчака. Но в октябре 1918 года в Самару с боями вошла Красная Армия, один из отрядов которой возглавлял Чапаев – об этих событиях напоминает памятник тачанке Чапая, установленный на площади его имени, рядом с Драматическим театром.
Памятник чапаевской тачанке и Драматический театр. Фото: Shutterstock
В годы Великой Отечественной войны Куйбышев готовился принять на себя роль советской столицы. В городе были расквартировано правительство, дипконсульства, творческая элита, в том числе “Мосфильм” и труппа Большого театра. Здесь же впервые была исполнена Седьмая “Ленинградская” симфония Шостаковича (сам композитор тоже был эвакуирован в Куйбышев). Для главнокомандующего был построен специальный бункер, известный сегодня как “бункер Сталина” – его хотят посетить практически все туристы, и он тоже находится на Чапаевской площади (причем под зданием Академии культуры).
Промышленность тоже была переориентирована на нужды фронта: куйбышевские авиазаводы поставляли штурмовики Ил-2 и Ил-10. В память о заслугах местного авиапрома на Площади Славы над набережной установлен монумент, называемый в народе “Крылья” и ставший сегодня одной из “визитных карточек” города.
Монумент на Площади Славы. Фото: Оксана Бугрименко
Он не случайно напоминает памятник в честь полета Юрия Гагарина на одноименной площади в Москве: после войны город Куйбышев был плотно связан и с космосом: ракеты-носители местного производства выводили на старт первый спутник и первый пилотируемый человеком корабль. На входе в музей “Самара космическая” установлена одна из таких ракет – настоящая.
Живописная набережная, главный городской променад. Фото: Shutterstock
А вот в постсоветское время Самаре не очень повезло. Но сохранились исторические районы, замечательная набережная с пляжами длиной в несколько километров. И Волга – богатство, которое у Самары отобрать невозможно. Поэтому сюда едут туристы, особенно летом, хотя бы на два-три дня: полюбоваться рекой, поесть раков, запивая их знаменитым пивом, погрузиться в неспешную атмосферу. Городу есть что рассказать приезжему и есть где его вкусно накормить.
Волжские раки
Традиционная гордость Самары. Фото: Оксана Бугрименко
Выйдя погулять на набережную, вы обязательно заметите ресторан “Чайка”: современный деревянный павильон, легкий и открытый. Кажется, именно в таком месте, в парковой зоне на берегу широкой реки, и стоит попробовать что-нибудь местное – начиная с ледяного лимонада с клюквой и розмарином (или с более привычными лимоном и мятой) и заканчивая креветками на гриле, морепродуктами в разных видах, жареным сыром или салатом с сочным ежевичным соусом. Еда тут свежая, легкая, универсальная. Она современная, но без претензий и сложностей – вполне соответствующая прибрежной курортной локации.
“Чайка”: фирменный салат с сулугуни, виноградом и ежевичным соусом. Фото: Оксана Бугрименко
Если же хочется чего-то более заковыристого, обратите внимание на те места, где к блюдам той или иной ресторанной концепции добавляются традиционные местные продукты. Например, в ресторанах группы компаний “Поляна” сейчас проводятся “волжские сезоны”. Бренд-шефу Евгению Гурину удалось “сплавить воедино”, казалось бы, несочетаемое: в грузинском ресторане “Дом Нино” гости, помимо традиционных шашлыков, с удовольствием заказывают хинкали с раковыми шейками, в паназиатских “Хокку” – роллы из черного риса, эффектно украшенные теми же раковыми шейками и щучьей икрой.
“Хокку”: роллы с раковыми шейками. Фото: Оксана Бугрименко
“Раковые шейки – это фирменный самарский специалитет, – рассказывает Евгений Гурин. – Самарцы, как правило, делятся на две категории людей – тех, кто ест только хвостики раков, и тех, кто предпочитает панцири. Мы из панцирей варим соус биск, который, в свою очередь, служит основой и для других соусов”.
Грузия с фантазией
Признаемся честно, до “Дома Нино” добираться не слишком близко (ресторан находится в новой части города, практически в спальном районе), но судя по многочисленным гостям и их щегольским автомобилям, включая спортивные кабриолеты, это самарцев ничуть не смущает.
“Дом Нино”, интерьер и веранда
Интерьер имитирует обстановку грузинского дома: книжные полки, буфеты с посудой, камин, пианино и большие окна, которые полностью открываются летом. В центре открытой кухни на два этажа – классическая дровяная печь тоне, где пекут аппетитные лепешки шоти: в начале трапезы ими, в сочетании с фирменным пряным маслом, угощают всех гостей. Евгений Гурин готовит традиционные грузинские блюда в современной интерпретации и с лаконичной яркой подачей.
Одним из главных героев “Волжского сезона” в “Доме Нино” стал волжский сом, самая известная местная рыба. Обязательно надо попробовать сома с печеными томатами (390 руб.) – он подается в пикантном соусе киндзмари, который можно съесть вместе с собственным языком.
Сом с печеными томатами в пикантном соусе. Фото: пресс-служба
В сете шашлыков (2100 руб.), который лучше брать на компанию, не только шашлыки (их сочность и степень прожарки изумительная, не зря бренд-шеф Гурин стажировался в Грузии), но и кебабы из разных видов мяса, и овощи на гриле. Конечно, дальше следуют хинкали – и традиционные, и те самые, авторские, с раковыми шейками (370 руб.).
Хинкали с раковыми шейками. Фото: пресс-служба
“В Тбилиси мне немного не хватило блюд с морепродуктами и рыбой, и я отправился в Батуми, где попробовал великолепные хинкали с креветками, – рассказывает Гурин о своей стажировке. – Вернувшись домой, я решил развить этот сюжет, используя уже традиционный самарский продукт, раковые шейки. В начинке наших хинкали мы соединили раковые шейки с судаком и эстрагоном, и это стало настоящим открытием: выяснилось, что одна из самых популярных грузинских трав составляет идеальную пару ракам”.
Пеновани (хачапури из слоеного теста) выпекают с начинкой из сома и лука-порея и декорируют копченой сметаной и щучьей икрой (470 руб.).
Пеновани с сомом и щучьей икрой. Фото: пресс-служба
Можно попробовать чкмерули с судаком и раковыми шейками (650 руб): волжского судака и мясо раков запекают в сливках с грузинскими специями и укропным маслом, которое хорошо балансирует вкус речной рыбы.
Чкмерули с судаком и раковыми шейками. Фото: пресс-служба
Судака готовят здесь и с соусом баже с грецкими орехами и традиционным миксом грузинских приправ (450 руб).
Волжский судак с соусом баже. Фото: пресс-служба
Легкое завершение трапезы – нежный и воздушный десерт: эскимо панна-котта из топленой фермерской ряженки в шоколаде с декором из клубники (340 руб).
Панна-котта из топленой фермерской ряженки. Фото: пресс-служба
После окончания обеда или ужина подают освежающий дижестив: мужчинам – чачу, девушкам – лимонный сорбет на чаче. В винной карте “Дома Нино” собрана продукция лучших винодельческих хозяйств Грузии, в том числе вина, вызревающие в квеври (традиционных глиняных сосудах). Насыщенные, терпкие, плотные и при этом свежие, такие вина отлично сочетаются с блюдами грузинской кухни, позволяя оценить ее своеобразие.
В “Доме Нино” собраны вина из лучших хозяйств Грузии. Фото: пресс-служба
С восточным прищуром
Своим названием рестораны паназиатской кухни “Хокку” обязаны традиционному жанру японской поэзии – изящным трехстишиям с философским смыслом. Применительно к гастрономическому проекту это говорит о творческом отношении к приготовлению блюд. “Волжские сезоны” в “Хокку” (ТЦ “МегаСити” и “Русь на Волге”) – это семь позиций, в которых щука, сом, раковые шейки, судак, яблоки, сметана и другие региональные специалитеты приготовлены в классических восточных техниках и эффектно сочетаются с пряными азиатскими соусами.
“Хокку” (МегаСити), интерьер
Карри из сома (650 руб.) готовят с кокосовым молоком, томатами черри, стручковой фасолью, имбирем, кинзой и сладким перцем.
Карри из сома. Главное тут – соус, пряный и нежный одновременно. Фото: пресс-служба
Сом в стиле нобу (250 руб.) позволяет оценить союз волжской рыбы с глазурью из мисо и яблочным пюре.
Сом в стиле нобу с яблочным пюре. Фото: пресс-служба
Авторский гункан со щучьей икрой (310 руб.) подается с копченой сметаной.
Гункан со щучьей икрой. Фото: пресс-служба
Котлетки в хрустящем тесте (590 руб.) готовятся из щуки в тончайшем кляре и сервируются со сметанным соусом, щучьей икрой и яблоками.
Хрустящие котлетки из щуки, подаются с ломтиками яблок. Фото: пресс-служба
На десерт в “Хокку” предлагают яблочный пай с карри и кокосовым кремом (290 руб). “Шарлотка с яблоками – блюдо, знакомое каждому жителю Самары, в каждом доме есть свои рецепты, – рассказывает Гурин. – Поэтому мы решили приготовить яблочный пай на азиатский лад: специи карри придают ему особый аромат, а яблочная кислинка идеально сочетается со сладко-соленым соусом мисо-карамель и сладко-пряным кокосовым кремом”. И это действительно сногсшибательно на вкус. Однако своим видом нас впечатлил другой десерт – “Юдзу”, сложносочиненное суфле в желтой глазури в виде традиционного азиатского фрукта.
Десерт “Юдзу” с фруктовыми ледяными “слезами”. Фото: пресс-служба
Кстати, центральное место в “Хокку” (“МегаСити”) отведено атмосферному коктейльному бару. Предлагаемые коктейли не только красивы (“для инстаграма”, как шутят гости), но и великолепны на вкус.
“Хокку”, коктейль “Гангнам”
Потягивая азиатский коктейль, почти переносишься на курорты Тайланда или острова Хайнань. А тем временем на Самару плавно опускается вечер. И еще неизвестно, где сейчас лучше.
Вечер над Волгой. Фото: Оксана Бугрименко
Добавить комментарий
Вы вошли как lexhor. Изменить свой профиль. Выйти? Обязательные поля помечены *
Коментарий *
© 2023 Мой сайт о лечении методом биорезонансной терапии – WordPress Тема от Kadence WP